МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГЛАВМОСТОСТРОЙ


N 47 от 01.12.87




Инструкция N 47

по электробезопасности при эксплуатации жилых вагонов и вагонов-мастерских


I. Общие требования

1. К обслуживанию и ремонту электрических сетей и электроустановок жилых вагонов и вагонов-мастерских допускаются электромонтеры, сдавшие испытания в знании "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" в установленном для них объеме и имеющие квалификационную группу по технике безопасности не ниже III.

2. Организация обслуживания электрохозяйства в жилых вагонах и вагонах-мастерских лежит на обязанности лица ответственного за электрохозяйство строительной организации (предприятия).

3. Подключение к электросети жилых вагонов и вагонов-мастерских выполняется бригадой электромонтеров по наряду, выданному ответственным за электрохозяйство. При этом вагоны, оборудование которых под мастерские или под жилье выполнено на заводах, должны подключаться к сети и эксплуатироваться с учетом указаний заводской инструкции.

4. Ответственный за электрохозяйство в вагонах обязан согласовать с организацией, эксплуатирующей воздушные или кабельные электросети, технические условия на выполнение подключения.

5. Вдоль фронта стоянки жилых вагонов или вагонов-мастерских с противоположной стороны от входов в вагоны должна быть построена воздушная линия электросети, питающая вагоны электроэнергией.

6. Для воздушных линий могут применяться провода с сечениями не менее: алюминиевые-16 мм кв.; сталеалюминиевые и биметаллические - 10 мм кв.; стальные однопроволочные диаметром 4 мм.

7. Крепление проводов на опорах воздушной линии должно быть одинарным и выполняться проволочными вязками. Горизонтальное расстояние между проводами должно быть не менее 15 см. Нулевой провод должен быть расположен ниже фазных проводов.

8. Ответвления от воздушной линии до вводов в жилые вагоны и вагоны-мастерские должны быть выполнены изолированными проводами или кабелями.

9. Вводы воздушных линии в жилые вагоны и вагоны-мастерские должны быть защищены от перенапряжений. Защита осуществляется путем соединения крюков и штырей фазных проводив с нулевым проводом и с заземляющим устройством (глухозаземленная нейтраль).

10. Расположение вводов в жилые вагоны и вагоны-мастерские со стороны входа в вагон запрешается, за исключением вагонов заводского оборудования, имеющих закрытый штепсельный разъем; эти вагоны должны подсоединяться шланговым проводом.

11. Прохождение проводов воздушной линии над крышами жилых вагонов и вагонов-мастерских запрещается.

12. Заземление жилых вагонов и загонов-мастерских как железнодорожных, так и на пневмоходу должно осуществляться путем соединения корпуса вагона (металлической обшивки, металлического каркаса при деревянной обшивке) с землей и нулевым проводом питающей сети. При этом металлические части вагона должны быть соединены между собой путем сварки или болтовым соединением. Участок железнодоржного пути, занятый жилыми вагонами и вагонами-мастерскими, также должен быть заземлен, причем стыки на нем должны быть снабжены стыковыми соединителями (перемычками), а стык на примыкании к действующему пути должен быть изолированным. Сопротивление заземления должно превышать 8 ом.

13. Расположение заземляющих устройств, предназначенных для защиты от перенапряжений, со стороны входов в вагоны запрещается.

14. В качестве заземлителей следует применять:

а) вертикально погруженные стальные трубы диаметром не менее 63 мм, уголковую сталь шириной полки 50 мм и более, металлические стержни диаметром не менее 20 м.м. Длина отрезка металла (заземлителя) должна быть 2- 2,5 м;

б) горизонтально проложенные стальные полосы сечением 40 х 4 мм.

Число заземлителей должно определяться расчетом. Расположенные в земле части заземляющего устройства не должны окрашиваться.

15. Измерение мегомметром сопротивления изоляции проводов осветительных и силовых электросетей с целью проверки пригодности сети к эксплуатации должно производиться перед каждым подключением вагона к сети и в дальнейшем ежегодно. Эту работу разрешается проводить электромонтеру, имеющему квалификационную группу не ниже IV при участии второго электромонтера, имеющего группу не ниже III.

16. В каждом жилом вагоне и вагоне-мастерской должна быть вывешена выписка из настоящей инструкции для проживающих и работающих в вагонах в объеме соответственно их обязанностям по электробезопасности.


II. Требования электробезопасности при оборудовании и эксплуатации электроосветительной сети в жилых вагонах и вагонах-мастерских

17. Вводы в жилые вагоны и вагоны-мастерские должны быть оборудованы вводным устройством (специальный штепсельный разъем, распределительный щиток с предохранителями или автоматами, выключатель сети, электросчетчик). Нулевая клемма на вводном щитке должна иметь специальное обозначение.

18. Распределительный щиток внутри вагона должен быть расположен в удобном и всегда доступном для обслуживания месте, на расстоянии не менее 0,5 м от водопроводных, отопительных и других трубопроводов.

19. Осветительная электропроводка в оборудуемых на месте вагонах-мастерских должна заключаться в металлические, а в жилых вагонах - в металлические или полихлорвиниловые трубы.

При использовании специального провода с защитной оболочкой заключать его в трубы не требуется.

20. Осветительная сеть в жилых вагонах и вагонах-мастерских должна быть защищена автоматами или плавкими вставками на ток не более 10 А. Применение некалиброванных предохранителей ("жучков") запрещается.

21. Винтовые гильзы патронов для ламп должны быть присоединены к нулевому проводу, присоединенному к нулевой клемме вводного щитка.

22. Общее освещение в жилых вагонах и вагонах-мастерских должно осуществляться светильниками в закрытом исполнении. При этом мощность электролампы не должна превышать установленного для данного типа арматуры.

23. При чистке светильников должна одновременно проверяться исправность их крепежных деталей. Чистка светильников и замена ламп должны выполняться только электромонтером при снятом напряжении.

24. Проверка состояния электрооборудования и осветительных сетей в жилых вагонах должна производиться не реже одного раза в месяц.

25. Проживающим в вагонах запрещается:

а) применять электронагревательные приборы с открытой спиралью;

б) пользоваться бытовыми приборами с неисправными соединительными шнурами, штепсельными вилками и другими частями;

в) производить самим ремонт и замену электропроводки, установку дополнительных розеток;

г) оставлять без надзора включенные бытовые приборы.


III. Требования электробезопасности к монтажу и эксплуатации электрооборудования в вагонах-мастерских

26. В вагонах-мастерских распределительный вводный щит должен устанавливаться в местах, доступных для быстрого отключения оборудования от электросети и запираться. Силовая электрическая сеть вагона должна быть заключена в металлические трубы.

27. Все электродвигатели и электронагреватели должны быть защищены автоматическими выключателями или предохранителями.

28. В вагонах-мастерских не допускается применение открытых рубильников, рубильников с кожухами, имеющими прорези для рукоятки, открытых плавких вставок и другого оборудования с открытыми токоведущими частями.

29. Соединение алюминиевых жил должно быть выполнено опрессовкой или сваркой. Места соединения проводов необходимо изолировать двойным слоем изоляционной ленты, чтобы начало и конец ленты перекрывали изоляцию провода не менее чем на 10 мм в каждую сторону.

30. Все металлические части установленного в вагонах-мастерских электрооборудования с напряжением свыше 36 В должны быть заземлены. В сетях с глухозаземленной нейтралью заземление выполняется путем соединения металлических частей электрооборудования с нулевым проводом сети и с заземляющим устройством. В этом случае заземление корпусов электродвигателей без соединения с нулевым проводом запрещается.

31. Присоединение заземляющей шипы к машинам и аппаратам в вагонах-мастерских выполняется болтовыми соединениями с контргайкой или путем сварки.

32. Гибкие провода для присоединения переносных токоприемников, подлежащих заземлению, должны быть снабжены добавочной жилой для заземления, заключенной в общую наружную оболочку.

33. Трансформаторы, питающие светильники напряжением 36 В и ниже, должны быть защищены со стороны высокого напряжения защитными устройствами на номинальный ток трансформатора. Вторичная обмотка трансформатора должна быть заземлена путем соединения одного из выводов с заземляющим устройством.

34. Питание от автотрансформаторов светильников и переносных токоприемников, требующих напряжения не свыше 36 В, запрещается.

35. Штепсельные соединения для сети напряжением 12- 36 В должны иметь окраску, резко отличную от окраски штепсельных соединений для сети напряжением 127-220 В. Вилки, присоединяющие токоприемники 12-36 В, не должны подходить к розеткам сети напряжением 127-220 В. Штепсельные соединения, предназначенные для подключения электроинструмента и переносных электрических светильников, должны иметь недоступные для прикосновения токоведущне части.

36. Оболочки кабелей и проводов должны заводиться в электроинструмент н прочно закрепляться во избежание их излома и истирания.

37. Электроинструмент в вагонах-мастерских должен быстро включаться в электросеть и отключаться от нее, быть безопасным в работе и иметь недоступные для случайного прикосновения токоведущне части.

38. В вагонах-мастерских должен применяться электроинструмент, работающий от сети напряжением не выше 36 В. При невозможности использования электроинструмента такого напряжения допускается применение инструмента напряжением 220 В при условии устройства защитного отключения или надежного заземления корпуса электроинструмента с обязательным использованием защитных средств (диэлектрических перчаток, галош и ковриков).

39. Корпус электроинструмента напряжением выше 36 В должен иметь специальный зажим для присоединения заземляющего провода с отличительным знаком "З" или "Земля".

40. Перед выполнением ремонтных работ в электросетях вагонов-мастерских должно быть снято напряжение и на вводе линии в вагон наложено заземление. Работа производится по наряду.

41. Наложение заземления не требуется при работе на оборудовании, если от него со всех сторон отсоединены провода, кабели; при этом отсоединенные концы питающих проводов должны быть замкнуты накоротко и заземлены.

42. Наложение заземления следует производить непосредственно после проверки отсутствия напряжения.

43. Запрещается пользоваться для заземления при производстве работ каким-либо проводником, те предназначенным для этой цели, а также производить присоединение заземлений путем скрутки проводов.

44. Выводы обмоток у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями; снимать эти ограждения во время работы двигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателей - шкивы, муфты, вентиляторы - должны быть ограждены.

45. Смену предохранителей при снятом напряжении в вагоне может производить один электромонтер с квалификационной группой по технике безопасности не ниже III.

Смену предохранителей на высоте с приставных лестниц может производить тот же электромонтер, но при участии второго имеющего квалификационную группу II.


"Сборник инструкций по технике безопасности для основных мостостроительных професий", 1988 г.