МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГЛАВМОСТОСТРОЙ


N 35 от 01.12.87




Инструкция

по технике безопасности при работе на сверлильных станках


1. Во время работы не наклоняться близко к шпинделю и режущему инструменту.


2. Устанавливать обрабатываемый предмет правильно и надежно, чтобы была исключена возможность его вылета или каких-либо других нарушений технологического процесса во время работы станка.


3. Не применять при работе патронов и приспособлений выступающими стопорными винтами и болтами. Если есть выступающие части, необходимо их оградить.


4. Обрабатываемые детали, тиски и приспособления прочно и надежно закреплять на столе или фундаментной плите. Крепление производить специальными крепежными деталями: болтами, соответствующими пазу стола, прижимными планками, упорами и т. п.


5. Тиски должны быть исправными и насечка губок несработанной.


6. Установку деталей на станок и снятие их со станка производить только тогда, когда шпиндель с режущим инструментом находится в исходном положении, за исключением случая, когда станок оснащен специальным многоместным приспособлением, обеспечивающим загрузку деталей вне рабочей зоны.


7. При установке режущих инструментов внимательно следить за надежностью и прочностью их крепления и правильностью центровки. Установку инструмента производить при полной остановке станка.


8. При смене инструментов опустить шпиндель. Смену инструмента на ходу станка разрешается, производить только при наличии специального быстросменного патрона.


9. При замене инструмента на многошпиндельных головках, где замена сопряжена с нахождением рук рабочего в зоне расположения головок, применять специальные подставки, предупреждающие падение головки при обрыве груза противовеса.


10. Не пользоваться инструментом с изношенными конусными хвостовиками. При установке в шпиндель сверла или развертки с конусным хвостовиком остерегаться пореза рук о режущую кромку инструмента.


11. В случае заедания инструмента, поломки хвостовика сверла, метчика или другого инструмента выключить станок.


12. Работать в рукавицах, а также удерживать просверливаемую деталь руками запрещается. Мелкие детали, если отсутствуют подходящие крепежные приспособления, можно удерживать ручными тисками, клещами или плоскогубцами с параллельными губками только с разрешения мастера.


13. Запрещается производить сверление тонких пластинок, полос или других подобных деталей без крепления в специальных приспособлениях.


14. Если изделие поворачивается на столе вместе со сверлом, не пытаться придерживать его рукой, следует остановить станок, сделать нужное исправление, или взять соответствующее приспособление. При ослаблении крепления патрона сверла и детали немедленно остановить станок. Крепить деталь, приспособление или инструмент на ходу станка категорически запрещается.


15. Следить за исправностью и прочностью крепления груза на тросе противовеса.


16. При сверлении хрупких металлов, если нет на станке защитных устройств от стружки надеть защитные очки или предохранительный щиток из прозрачного материала.


17. При сверлении глубоких отверстий периодически выводить сверло из отверстия для удаления стружки.


18. Удалять стружку с просверливаемой детали и стола только тогда, когда инструмент остановлен.


19. При сверлении отверстий в вязких металлах применять спиральные сверла со стружкодробящими канавками.


20. При смене патрона или сверла пользоваться деревянной выколоткой.


21. Не участвующие в работе шпиндели на многошпиндельных станках должны быть остановлены или ограждены.


22. Не останавливать выключенный станок нажимом руки на шпиндель или патрон. Не прикасаться к сверлу до полной остановки станка.


23. Режущий инструмент подводить к детали постепенно, плавно, без удара.


24. При ручной подаче сверла и при сверлении напроход или мелкими сверлами не нажимать сильно на рычаг. При автоматической подаче не допускать подач, превышающих указанные в паспорте нормы.


25. Перед остановом станка обязательно отвести инструмент от обрабатываемой детали.


"Сборник Инструкций по технике безопасности для основных

мостостроительных профессий", 1988 г.