Кадровое делопроизводство
www.bs-staff.com.ua   
 
  • Полномочия государственных инспекторов труда
Полномочия государственных инспекторов труда определены постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 г. N 50, которым утверждено Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде (далее - Госнадзортруда). В частности, к основным задачам Госнадзортруда отнесено обеспечения защиты прав работников путем осуществления государственного надзора за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями (далее - предприятия) законодательства о труде (кроме вопросов охраны труда) и законодательства о общеобязательном государственном социальном страховании, а именно: от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, послуживших причиной потери трудоспособности; в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением; на случай безработицы. Следует отметить, что надзор за соблюдением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании осуществляется государственными инспекторами труда лишь в части соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.
К законодательству о труде, согласно ст. 4 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ), принадлежит указанный Кодекс и принятые в соответствии с ним законодательные акты.
Реализация государственными инспекторами труда возложенных на них задач осуществляется путем проведения проверок работодателей.
Положением о Госнадзортруде  установлены определенные особенности осуществления проверок. В частности, государственный инспектор труда имеет право беспрепятственно в любое время без предварительного уведомления о начале проверки и лишь на основании предъявления служебного удостоверения посещать для выполнения возложенных на него обязанностей служебные и производственные помещения работодателей. Для проведения проверки работодатель должен предоставить государственному инспектору труда рабочее место, которое бы давало возможность вести конфиденциальные разговоры с работниками. В ходе проверки должностные лица Госнадзортруда имеют право не только знакомиться с информацией, документами или другими материалами работодателя, касающимися исполнения законодательства о труде, но и получать их заверенные копии, требовать от работодателя или его работников необходимые объяснения по вопросам применения законодательства о труде или общеобязательного государственного социального страхования.
Факты, касающиеся соблюдения законодательства о труде, выявленные государственным инспектором труда в ходе проверки, отображаются им в соответствующем акте, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21 марта 2003 г. N 72, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 3 июня 2003 г. за N 432/7753. К указанному акту прилагаются копии истребованных государственным инспектором труда материалов или документов работодателя, объяснения должностных лиц или других работников при условии, что они согласны не сохранять конфиденциальность факта предоставления ими информации относительно нарушений законодательства о труде.
Защита прав работников или застрахованных лиц осуществляется государственным инспектором труда путем вручения должностным лицам работодателей или рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования обязательных к исполнению предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства. Однако, издавая предписание на устранение выявленного правонарушения, государственный инспектор труда не может выступать посредником, арбитром или экспертом во время рассмотрения индивидуальных или коллективных трудовых споров.
Государственный инспектор труда, издавая предписание, не может указывать работодателю конкретные пути восстановления нарушенных прав работников, поскольку это функция арбитра. Восстановление нарушенных прав работников осуществляется судами или комиссиями по трудовым спорами в порядке, установленном главой XV КЗоТ. В предписании отмечается лишь требование относительно приведения в соответствие к законодательству тех или иных локальных актов работодателя или совершения им действий, направленных на создание условий, которые бы обеспечили соблюдение требований законодательства о труде.
Однако, работодатель, исполняя требования предписания государственного инспектора труда, может сам восстановить нарушенные права работника, во избежание принудительного решения этого вопроса в судебном порядке. Например, если на предприятии не производится доплата за работу в ночное время, государственным инспектором труда будет предписано устранить нарушение ст. 108 КЗоТ. Во исполнение предписания работодатель обязан ввести ведение учета часов работы в ночное время и их оплату в повышенном размере за период, на протяжении которого хранятся первичные документы по учету рабочего времени и времени отдыха (приказ Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20 июля 1998 г. N 41 "Об утверждении перечня типовых документов" (с изменениями) или, по меньшей мере, со времени осуществления проверки. Однако, указанное действие не восстановит нарушенные права работников на такую оплату в более продолжительном периоде. Учитывая, что ст. 233 КЗоТ не установлены сроки исковой давности для решения трудовых споров по вопросам оплаты труда, работодатель, с целью предотвращения обращений работников в суд, имеет право самостоятельно определить механизм восстановления необходимой информации, содержавшейся в уничтоженных, в связи с истечением срока хранения, документах учета рабочего времени за более продолжительный период и провести в этом периоде повышенную оплату труда за работу в ночное время.
Или в ходе проверки соблюдения требований законодательства о труде государственным инспектором труда были выявлены нарушения во время увольнения работника. В случае обращения последнего в суд, было бы однозначно утверждено решение о возобновлении его на должности. Однако, государственный инспектор труда не может дать предписание относительно возобновления работника на предыдущей работе. Он лишь имеет право предписать привести в соответствие требованиям законодательства о труде сам факт увольнения конкретного работника (в данном случае - локальный акт предприятия, на основании которого этот работник был уволен). Механизм приведения в соответствие с законодательством факта увольнения работника будет определять работодатель. Он может возобновить работника на предыдущей работе, или работник и работодатель найдут общее решение относительно изменения основания увольнения на такое, которое будет отвечать требованиям законодательства о труде, или работодатель приведет в соответствие с требованиям законодательства документы, явившиеся основанием для увольнения (например, получит согласие профсоюзного органа на проведение изменений в организации производства и труда).
Инспектор не может по требованию или просьбе работодателя, работника или третьих лиц  делать экспертные заключения относительно размеров тех или иных конкретных выплат, соответствия требованиям законодательства тех или иных локальных актов работодателя с целью дальнейшей передачи этих выводов указанным лицам, поскольку это функция эксперта. Расчеты или выводы государственного инспектора труда об установлении или подтверждении фактов нарушения законодательства, являются неотъемлемой частью материалов проверки.
Одновременно с выдачей работодателю предписания на устранение выявленных нарушений законодательства о труде государственный инспектор имеет право составить и передать в суд протокол об административном правонарушении для привлечения к административной ответственности должностных лиц - нарушителей законодательства. Основанием для оформления этого протокола является наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, признаки которого установлены статьей 9-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП). Необходимо подчеркнуть, что административная ответственность должностных лиц наступает как за их противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия, так и за бездеятельность и неосторожные действия. Т.е., когда лицо, предусматривая возможность вредных последствий своих поступков, легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или не предусмотрело возможность наступления таких последствий, хотя должно было их предусмотреть, или когда оно, соответственно своим должностным обязанностям, должно было принять необходимые меры для обеспечения безусловного соблюдения требований законодательства.
По результатам проведенной проверки государственный инспектор труда имеет право вносить работодателю предложения относительно привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. Во исполнение этих предложений привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется органом (должностным лицом), который заключил с виновным должностным лицом трудовой договор, с соблюдением требований статьями 147 - 149 КЗоТ.
После проведения проверки государственный инспектор труда обязан обеспечить контроль за выполнением выданного им предписания. Такой контроль осуществляется путем анализа информации о мерах, принятых работодателем для устранения выявленных нарушений законодательства, которую работодатель должен предоставить в срок, указанный в предписании. В случае непредоставления в установленный срок указанной информации или если предоставленная информация вызывает сомнения относительно полноты выполнения требований предписания, государственный инспектор труда обязан провести повторную проверку этого предприятия, учреждения или организации. Ее осуществляют в таком же порядке, как и предыдущую, а результаты тоже отражают в акте проверки. Государственный инспектор труда, который ее проводил, может принимать все вышеупомянутые меры относительно привлечения нарушителей законодательства к ответственности.
Вместе из тем, при установлении в ходе повторной проверки факта невыполнения должностными лицами изложенных в предписании требований относительно устранения выявленного во время предыдущей проверки нарушения законодательства о труде, государственный инспектор труда обязан составить протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 188-6 КУоАП. Указанная законодательная норма предусматривает ответственность в форме административного штрафа за невыполнение законных требований должностных лиц государственной инспекции труда Министерства труда и социальной политики Украины относительно устранения нарушений законодательства о труде в размере от десяти до четырнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Соответственно ст. 230-1 КУоАП административные дела по этим правонарушениям имеют право рассматривать и накладывать административные взыскания должностные лица Госнадзортруда со статусом главных государственных инспекторов труда, их заместителей и государственных инспекторов труда. При этом государственные инспекторы труда территориальных государственных инспекций труда имеют право накладывать административный штраф в размере до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Главный государственный инспектор труда Украины, его заместители, главные государственные инспекторы труда территориальных органов, их заместители, государственные инспекторы труда специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде имеют право накладывать штраф до четырнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законных требований должностных лиц Госнадзортруда Министерства труда и социальной политики Украины, осуществляется государственными инспекторами труда в порядке, установленном КУоАП.

 
© Бизнес Системы - 2013